Психологическое сопровождение

Сохранение здоровья подрастающего поколения является приоритетным направлением современного образования, в связи с чем повышается значимость психолого-педагогического сопровождения. Психологическая служба призвана обеспечить своевременное выявление резервов развития детей и их использование в обучении и воспитании.

Педагоги-психологи Школы-центра
Тимошенко Елена Георгиевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории
Воробьева Ирина Викторовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории
Позолкина Елена Даниловна, педагог-психолог высшей квалификационной категории
осуществляют профессиональную деятельность, направленную на содействие формированию и сохранению психического здоровья детей, имеющих проблемы адаптации, формирование целостной организационно-методической и коррекционно-развивающей системы, обеспечивающей сопровождение ребенка.
Работа педагога-психолога проводится по определенным направлениям, чему способствуют специально оборудованные в соответствии с нормативным перечнем кабинеты, предполагающие функциональное зонирование.
I.Диагностическо-аналитическое направление.
Цель: выявление актуального уровня и специфики развития ребёнка, на основе анализа которых возможна постановка психологического диагноза и определение вероятностного прогноза развития с выходом на адекватные для него вид, форму и режим обученияФОТО 2, рекомендации по развивающей и/ или коррекционной работе для всех специалистов сопровождения в образовательном пространстве.
Зона диагностики:
• мягкий уголок;
• круглый стол;
• детский стол и детские стулья;
• набор методик для индивидуальной и групповой диагностики (до 5 детей одновременно.

II. Коррекционно-развивающее направление
ФОТО 3Цель: содействие в обеспечении и создании социально-психологических условий для целостного психического развития детей, разработка эффективных мер психолого-педагогического воздействия, выявления резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду.ФОТО 4
Релаксационная зона:
• музыкальный центр;
• фонотека;
• световой мерцающий ковёр;
• световая пузырьковая труба;
• светопроектор «Жар-птица»;
• фонтан;
• релаксационные кресла;
• сенсорный душ;
• мягкие подушки;
• ковер;
• оборудование для игры с песком и водой (песочница, набор миниатюрных фигурок, коллекция природных материалов, вода);
• аквариум с природным материалом;
• АУРА — системы оздоровления, гармонизации и психофизической разгрузки – восстановления;
• БОСЛАБ;
• БОС-Пульс.
БОСЛАБ
ФОТО 5Биоуправление-это комплекс идей, методов и технологий, базирующихся на принципах биологической обратной связи и направленных на развитие и совершенствование механизмов саморегуляции и физиологических функций при различных патологических состояниях и в целях личностного роста.
Модификации биоуправления (оптимальные при работе с детьми)
1. Электробимиографическая обратная связь, используемая преимущественно при терапии двигательных нарушений и релаксационного тренинга.
2. БОС по параметрам, характеризующим деятельность сердечно-сосудистой системы( частота сердечных сокращений, пульс и т.д.).
3. БОС по температуре и кожно-гальванической реакции для усиления кровоснабжения различных участков тела.
4. Электроэнцефалографическая БОС. Методика тренинга для изменения степени концентрации внимания, контроля уровня эмоционального возбуждения.

БОС-«ПУЛЬС»
ФОТО 6С помощью методов биоуправления возможно научиться достигать состояния релаксации, управляя важнейшими физиологическими параметрами — сердечным ритмом и температурой кончиков пальцев. В этих играх ребёнок управляет водолазом, гребцом, волшебником, участвует в спортивном состязании или строит башню до небес. Цель игры проста: выигрываете, если обучаетесь достигать состояния РЕЛАКСАЦИИ.
Задачи игрового биоуправления
1.Развитие навыков саморегуляции, повышение психологической резистентности к стрессовому воздействию.
2. Профилактика психосоматической патологии, заболеваний кардио-респираторной, нервной системы.
3.Снижение «цены адаптации» при поступлении в школу и на различных этапах школьного обучения.
4. Профессиональный стресс-менеджмент.
Активационная зона:ФОТО 7
• проектор светоэффектов (разной модификации);
• оборудование для тактильной стимуляции;
• набор сенсорных мячей;
• игрушки;
• интерактивное панно «Млечный путь»;
• мягкие модули: геометрические фигуры, пирамидка;
• игра «Автомобиль», «Крестики, нолики»;
• компьютерные коррекционно-развивающие игры;
• детский стол и детские стулья;
• магнитная доска.
ФОТО 9 ФОТО 8
ФОТО 10Методологической базой для проведения диагностических и коррекционно-развивающих занятий служит использование следующего программно-методического материала:
• М.М. Семаго и Н.Я. Семаго «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Формирование произвольного компонента (произвольной регуляции) деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
• программа сенсорного развития «Ступени», автор-составитель Абакирова Т.П.
• психолого-педагогическая программа «Цветной луг», автор-составитель Воробьева И.В. Программа в 2013 году стала лауреатом V Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для новой школы»», и получила гриф «Рекомендована Федерацией психологов образования России для использования в образовательных учреждениях».ФОТО 11
• программа дополнительного образования «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста», автор — составитель: Карпенко Л. Э.
• коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Спроси, скажи, договорись» Автор: Тимошенко Е. Г.
• коррекционно-развивающая программа дополнительного образования «Обучение сотрудничеству, как важное условие социализации и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья», автор-составитель Тимошенко Е.Г. Лауреат конкурса психолого- педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в рамках IV Всероссийского психологического форума «Обучение. Воспитание. Развитие -2012», присвоен гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России» для использования в образовательных учреждениях.
• коррекционно-развивающая программа «Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в условиях ППМС центра», автор-составитель Подзолкина Е.Д. В 2012 году программа стала лауреатом IV Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для новой школы»», и получила гриф «Рекомендована Федерацией психологов образования России для использования в образовательных учреждениях».

III. Организационно — методическое направление
ФОТО 12Цель: сотрудничество с педагогами и семьями в решении задач сопровождения детей в учебно-воспитательном процессе и создания условий, способствующих получению педагогами, родителями и детьми личностно — значимых знаний из области психологии, ориентации их деятельности на гуманистические принципы.
Рабочая зона специалиста
• рабочий стол педагога-психолога;
• рабочее кресло;
• пакет нормативных документов, регламентирующих работу кабинета педагога-психолога;
• компьютер;
• принтер.

IY. Конультативно-просветительское направление
Цель: содействие в организации сопровождения диагностико-коррекционно-развивающего процесса и организационно-методическое обеспечение взаимодействия всех структур.

Зона хранения документации, материалов и пособий:
• мебель для хранения игрушек, наглядных пособий, специальной литературы;
• папки с материалами;
• методические пособия.

ФОТО 14 ФОТО 13