09.04.2014 г.

День первый. Каргат. Чулым. Довольное. Коченёво.

Встречает нас Александр Петрович Прохоренко (начальник управления образования). Взгляд живой, с хитринкой: «Не вовремя вы! Столько мероприятий одновременно! Но я приду. Как только освобожусь. Тихонечко зайду, не помешаю».

И директора такие же:

— Нет, вы скажите, как победителей конкурса базовых школ назначали? Мы не могли не пройти!

— А вы представляете, сколько нам бумаг приходится писать?

Представляем, да. Потому что сами не меньше пишем. И знаем совершенно точно, что школа часто перегружает себя сама. Подстраховываясь, защищаясь, заполняет кипы рабочей документации, которая никогда никому не потребуется. Мы говорили об этом. И о тех локальных актах,  которые действительно необходимы школе, чтобы отстоять своё право определять содержание образования перед многими проверяющими, чьи требования часто противоречат друг другу и закону «Об образовании в Российской Федерации».

Заместитель директора по работе с филиалами

Кулевцова Татьяна Иннокентьевна 

Говорили и о многом другом…

Филиал увидел семинар несколько иначе.

Школы в своих отзывах были корректны: «нужно», «полезно». «важно»…. Но многое осталось неясным, недоговорённым. Как работать на школьный округ, если те, другие, школы не захотят? Кто должен продвигать документы муниципального уровня? Какие школьные инициативы могут оказаться наказуемыми?

А в самом филиале шли занятия с детьми. Руководитель территориального отдела Алёна Андреевна Сидорова: «Ровно год исполнилось Каргатскому филиалу. Но сколько уже сделано! На занятиях – дошкольники. Приходят заранее, с порога кричат – «Здравствуйте!» Их здесь ждут – и дети это знают. На занятиях – все «по-настоящему» – парты, доска, «звонок на урок» — дошколята проигрывают очень важную для себя роль – роль ученика. С каким же удовольствием выполняют они «школьные правила» — правильно сесть за парту, приготовить рабочее место, поднять руку, выполнить поручение педагога…  А специалисты, посредством игры обучая ребятишек, готовят их к успешному вхождению в такую непростую школьную жизнь.  Реализуя  в процессе занятия поставленные цели, очень внимательно наблюдают за детьми – кому-то необходимо еще раз повторить задание, кого-то приободрить – «Умничка, ты все делаешь правильно», кого-то разгрузить – «Помоги мне, пожалуйста, раздай карандаши на каждый стол» — потому что особенностями этого ребенка является быстрая истощаемость, требующая смены деятельности.

Полным ходом идет занятие – последнее на сегодня для этой группы. И вдруг детский голос – «ой, дождик…» Да, дождик. Из радиатора – в очередной раз прорвало систему отопления. Детей быстро выводят в игровую комнату, прохудившуюся трубу доблестно закрывают – руками, в ожидании, пока перекроют воду в подвале. Спасаем мягкое ковровое покрытие, двигаем в сторону новехонькую мебель. Пережившие приключение дети в восторге, специалисты удрученно вздыхают – «Это уже не в первый раз. Хорошо еще, мы на месте – а ведь может и ночью прорвать, такое уже случалось».

Вода убрана, мебель протерта и расставлена. На занятиях – вторая группа. Вроде бы тоже дошколята, но занятия с ними выстраиваются немного иначе. Группа другая, со своими особенностями, которые требуют иного подхода и иных приемов работы. И вот эта гибкость, умение вовремя перестроиться, увидеть, какой педагогический прием вызвал ту или иную реакцию у ребенка и является признаком высокого профессионального мастерства – и профессиональным требованием к специалисту.

Занятия закончены. Обсуждение. Множество важных моментов, которые необходимо проанализировать, где-то убедиться в правоте выбранной линии, где-то переосмыслить и найти иные, более эффективные приемы.  В жарком профессиональном обсуждении забываем о времени. Рабочий день давно закончен – но никто из присутствующих этого не замечает.

Обычный день. Обычное занятие. Обычные специалисты. Нет. Специалисты – уникальные. И об этом – в дальнейших «путевых заметках».

Руководитель территориального отдела

Сидорова Алёна Андреевна