Угол зрения. Седьмой сезон 2020 год

Наряду со встречей весны 2020 г. уже традиционно в марте берет свое начало многофункциональный областной выезд в районы Новосибирской области.  Седьмой год подряд специалисты ГБУ НСО «ОЦДК» осуществляют мероприятия, проезжая 10 филиалов и близлежащих к ним районов, проводя практико-ориентированные семинары с муниципальными операторами и операторами образовательных организаций АИС БД ОВЗ, встречи с представителями инклюзивных школ, посещая дошкольные образовательные организации, консультационные центры, отдельные образовательные организации.  Выездные мероприятия являются одной из эффективных форм работы в рамках сетевого взаимодействия.

В этой поездке впервые участвуют специалисты, недавно пришедшие в наше учреждение. Теперь выезды с их целями и задачами скорее можно назвать «Угол зрения», нежели «Взгляд изнутри». И о каждом проделанном маршруте отдельно…

День 1. 16 марта: г. Черепаново, р.п. Маслянино

Утро понедельника началось с долгой изнурительной дороги…три часа и мы в г. Черепаново.

Для муниципального и школьных операторов Николаем Александровичем был проведен семинар по ведению Единой базы учёта детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области.

Параллельно с работой операторов был проведен консультационный день педагогом-психологом ГБУ НСО «ОЦДК» Ольгой Александровной С. для родителей детей подросткового возраста по вопросам обучения, воспитания и коррекции поведения.

А тем временем продолжилась поездка в р.п. Маслянино для реализации мероприятий в соответствии с намеченным планом работы.

Реутова Елена Анатольевна проводит встречу с муниципальными операторами и операторами образовательных организаций Маслянинского района для анализа деятельности по ГИС БД ОВЗ.

Второе по плану мероприятие посетила методист ТО/ОИПП Марина Александровна В. Приняла участие в работе методического дня на базе МКОУ «Маслянинская СОШ №3» по теме: «Вопросы инклюзивного образования на современном этапе». Знакомство с педагогическим коллективом, специалистами ППМС сопровождения, возможность посетить уроки в инклюзивных классах, ознакомление с документацией и методическими материалами, обсуждение наиболее актуальных вопросов развития инклюзивного образования с администрацией школы позволили отметить достаточно высокий уровень ответственности, методической грамотности коллектива образовательной организации. В ходе встречи были даны рекомендации и выстроен план дальнейшей деятельности по реализации практики инклюзивного образования.

День прошел плодотворно и подошел к своему завершению, предстояла дорога в р.п. Сузун…

День 2.  17 марта: р.п. Сузун, Шипуново, г.Бердск

Программа второго дня не менее насыщенная. Елена Анатольевна, Ольга Александровна вместе с методистом Сузунского филиала Еленой Николаевной уезжают на встречу с педагогическим коллективом МКОУ «Шипуновская СОШ им. В.С. Гаврилова» и родителями детей подросткового возраста. ОО выбрана не случайно, а по запросу на оказание методической помощи, в связи с тем, что оказалась в группе школ, имеющих устойчиво низкие результаты обучения и функционирующих в сложных социальных условиях. Посещение коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога, предметных уроков, участие в работе педагогического совета, а потом консультирование по наиболее актуальным и проблемным вопросам и выработка предложений в программу мероприятий школы стали основными направлениями работы специалистов.

17 марта Татьяной Иннокентьевной К. и Екатериной Евгеньевной М. организован и проведен семинар-практикум «Проблемы Единой базы учёта детей с ОВЗ и детей-инвалидов Новосибирской области» в МКУ «Центр развития образования» г. Бердска. По итогам работы были получены отзывы участников.

В Сузунском филиале ГБУ НСО «ОЦДК», по циклограмме работы, проходят групповые диагностико-коррекционные занятия с детьми дошкольного возраста. Пятеро детей и ожидающие в коридоре родители…Достаточно часто встречающаяся проблематика, связанная с регулятивными особенностями детей.  По результатам супервизии занятий методист ТО/ОИПП Власова Марина Александровна отметила командную и высокопрофессиональную работу специалистов. Всего третье занятие с данной группой ребят, но чувствуется полная адаптация и живой интерес детей. Каждый с удовольствием приступает к выполнению заданий, в чем заслуга каждого из специалистов филиала. Выбирая те или иные формы и методы работы, учитывая каждый фактор: возрастную категорию, особенности детей – коллеги находят индивидуальный подход к каждому, не оставляя ни одного ребёнка вне своего внимания.

Программа, по которой работает педагог-психолог Бурдова Наталья Владимировна, стала победителем в конкурсе творческих работ по номинации «Психолого-педагогические программы» в рамках XV Областной недели психологии. И это действительно оригинальная, необычная программа, насыщенная интересными и разнообразными формами деятельности.

Каждый специалист поражает своей уникальностью: учитель-логопед Казанцева Лариса Анатольевна, социальный педагог Агарина Елена Владимировна, учитель-дефектолог Курлыкина Наталья Владимировна. Все на своих занятиях используют яркие, разнообразные педагогические формы, приемы и методы, благодаря которым процесс становится увлекательным, захватывающим и волшебным.

Переменки между занятиями проходят под ненавязчиво организованным присмотром специалистов. Время летит незаметно, и детки стремятся вернуться поскорей обратно в волшебную и увлекательную страну, активно делясь впечатлениями.

Вот и закончились два дня плодотворной работы, пора возвращаться…

Спасибо, коллегам за теплый и прекрасно организованный прием. Сезон выездов открыт на «отлично»! Удачи в дальнейшем сотрудничестве!

Методист ТО/ОИПП Власова М.А.

23 марта 2020 г. Мошковский филиал

Понедельник – день рабочий!  Несмотря на пандемию коронавируса в мире и усиление карантинных мер, отмену всех массовых мероприятий, все же удалось осуществить выезд в Мошковский филиал с учетом всех рекомендаций. Джордж Бе́рнард Шо́у  писал: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»…

Программа мероприятий скорректирована, отменен семинар для муниципального и школьных операторов Болотнинского района. Все остальные встречи в соответствии с намеченным планом.

В филиале сегодня проходят диагностико-коррекционно-развивающие занятия с детьми младшего школьного возраста и мне, как методисту, удалось побывать у каждого специалиста в качестве супервизора. Наши филиалы на сегодняшний день являются неотъемлемой частью районной системы образования, став для большинства школ необходимой структурой, в которой всегда можно получить помощь и поддержку детям, родителям и педагогам. Главное, на что обращаешь внимание – это доверие со стороны родителей, которые обращаются за помощью и получают поддержку от специалистов филиала не первый год. Решение существующих проблем, обсуждение сложных ситуаций, поиск новых подходов и методов при сопровождении и воспитании ребенка  стали главными вопросами для консультации уже на протяжении многих лет работы филиала. Подтверждением стал разговор с одним из родителей ребенка, который посещает занятия уже четвертый год.

После завершения всех занятий – обсуждение со специалистами сложных ситуаций, бывающих в практике, поиск новых подходов при работе с детьми, их родителями и педагогами.

Педагог-психолог консультационного центра, Свеженцева Аида Георгиевна, проводит организованные индивидуальные встречи с родителями по вопросам подходов в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста с особенностями в развитии.

А тем временем, параллельно работе в филиале, проходят еще два важных мероприятия: семинар для школьных операторов по ведению БД ОВЗ, а затем встреча с педагогами Станционно-Ояшинской школы.

Достоверность сведений в Единой базе детей с ОВЗ и детей-инвалидов достаточно возросла в сравнительном анализе прошлых лет, уже практически нет напряжённости при работе с базой в школах и детских садах.  Востребованность базы увеличивается —  муниципальные операторы активно пользуются функциями формирования различных видов отчётов. На базе Мошковской средней школы №2 прошел семинар-практикум по работе в Единой базе учета детей с ОВЗ и детей-инвалидов с участием операторов Мошковского района.

В ходе семинара Гаврильчик Николай Александрович, методист ГБУ НСО «ОЦДК» заострил внимание участников семинара на исправлении ошибок в картах детей, действиях с картами специалиста и ОО, рассказал о нововведениях в БД ОВЗ, а также о межведомственном взаимодействии в рамках деятельности по наполнению Федерального реестра инвалидов. Участников семинара интересовали вопросы по действиям оператора в ситуации перевода карты ребенка из ДОУ в ОО, исправлению ошибок в картах детей-инвалидов, правильному заполнению карты ОО. Все ситуации были разобраны на конкретных примерах.

И снова семинар – «Реализация ИПРА в системе образования: проблемы реализации ИПРА педагогами Станционно-Ояшинской СОШ в системе «дом-интернат-ОО». Николай Александрович объединил операторов, учителей, воспитателей, специалистов ППМС сопровождения и администрацию школы – всего 18 человек для обсуждения проблем и подходов к их решению при обучении и воспитании детей с ОВЗ и инвалидностью, ознакомления с  опытом коллег по разрешению трудных ситуаций. Создание плана реализации, приказа, назначение сопровождающего специалиста для ребенка-инвалида – все эти темы были детально освещены.

Наша деятельность подошла к концу вместе с завершением рабочего дня, пора возвращаться домой. «Приятно» и «устал», это что-то такое несовместимое, но имеет место быть. Когда каждый понимает, что цели сегодняшнего дня достигнуты.

Спасибо коллегами за качественную организацию нашей совместной работы и теплый прием! Хочется пожелать успехов в нашем общем деле!

Мнение коллег из филиала о нашем выезде

Методист ТО/ОИПП Власова М.А.

26 марта. Тогучинское направление

Выезд 26 марта в МКОУ Тогучинского района «Сурковская средняя школа» планировался заранее: определялся план мероприятий, корректировался список родителей детей, желающих получить консультацию специалистов ГБУ НСО «ОЦДК» в рамках регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей». Предстояло оказать методическую и консультативную помощь образовательной организации, относящейся к группе школ, показывающих устойчиво низкие образовательные результаты.  Но, как показывает жизнь, не все поддается планированию. Ситуация осложнилась, когда часть специалистов, предполагающих осуществить работу на выезде, не смогло в нем участвовать по состоянию здоровья. Но опыт и усилия специалистов Тогучинского филиала ГБУ НСО ОЦДК позволили выполнить план мероприятий в полном объеме с учетом имеющихся ресурсов.

Рабочий день начался с заседания выездного ПМПК, где специалисты  филиала проводили диагностику обучающихся школы с ОВЗ и консультировали родителей. Определить образовательный маршрут ребенка с особенностями развития и специальные образовательные условия, необходимые для его обучения – дело непростое и ответственное. При этом необходимо найти нужные слова для родителей, мотивирующих их к сотрудничеству со специалистами ТПМПК и педагогами. Слаженная работа команды сотрудников  Тогучинского филиала  способствовала решению этой задачи.

Одновременно с этим я, как педагог-психолог Консультационного центра ГБУ НСО «ОЦДК», проводила  консультативный прием родителей МКОУ «Сурковская СОШ». Следует отметить, что все 6 родителей, получивших помощь, относились к категории семей, требующих особенного внимания со стороны школы и общества: неполные, многодетные, малообеспеченные семьи. Поэтому и разноплановых  вопросов у родителей было достаточно много:

  • Что делать, если ребенок/подросток не хочет учиться и прогуливает занятия? С кем можно сотрудничать по этому поводу?
  • Как научить подростка защищаться в ситуации агрессии со стороны сверстников? Какие меры возможны? Куда обращаться?
  • Можно ли использовать наказания в семейном воспитании? Какие допустимы?
  • Куда обращаться, если в разговоре ребенка неоднократно проскальзывали мысли о суициде?
  • Что делать, если контакт с ребенком потерян?
  • Что такое «ребенок с ОВЗ»? Какие преимущества с точки зрения Закона об образовании дает этот статус?

Часть вопросов, с которыми обращались родители, требовали не только психологической, но и административной, и юридической помощи. Всем родителям была предоставлена информация о возможности получения бесплатной психолого-педагогической, методической и консультативной помощи в рамках регионального проекта федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей».

В целом, достигнуты положительные результаты работы, что проявилось в достаточно высокой удовлетворенности родителей.

Пор результатам консультирования администрация школы получила рекомендации для педагогов по работе с семьями «группы риска».

Педагог-психолог ТО КЦ Свеженцева А.Г.