Семинар «Организация обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях требований ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС НОО»

06.04. 2016. г. Барабинск

4_Барабинск_фото1Более 30 участников  директоров и заместителей из школ Барабинского района объединила обсуждаемая проблематика семинара с целью обсуждения вопросов по реализации требований ФГОС НОО ОВЗ. Какие основные задачи и функции службы ППМС – сопровождения в образовательных организациях по вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями,  и какие возможны  подходы к их решению?

Людмила Геннадьевна, методист высшей квалификационной категории МКУ «ЦИМО» в своем приветствии подчеркнула важность и своевременность обсуждаемых вопросов,  озвучила проблематику очередности детей на ТПМПК. Сегодня запись производится на октябрь. Как быть?

Татьяна Иннокентьевна Кулевцова,  заместитель директора ГБУ НСО ОЦДК акцентировала внимание аудитории на трех основных требованиях ФГОС, предъявляемых: к результатам образования, к условиям образования и структуре ООП.   Представила основные Федеральные нормативно правовые  документы, регламентирующие создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и детей  с инвалидностью, особенно  в части обеспечения доступности образовательной среды. В режиме дискуссии обсудили  требования к разработке дорожной карты доступности  образовательной организации, которая должна включать текущее состояние и прогноз (или потребность) ее обеспечения в части архитектурной доступности, учебного и внеучебного пространства, технических средств, методической обеспеченности, кадрового обеспечения, ППМС сопровождения.

И снова вопросы разработки адаптированных образовательных  программ: какой вариант выбрать, как оптимизировать трудозатраты педагогов, как выбрать оптимальные методы обучения, если нет рекомендаций ПМПК,  какой должна быть система оценивания и др.?

Директор Барабинской СОШ №1  Олег Владимирович Басалаев,  высказал обеспокоенность в вопросах обеспечения процесса обучения  детей с разными образовательными потребностями, особенно при смене ребенком образовательной организации. Как не допустить нецелевого использования средств при финансировании, как быть с материально техническими средствами и  методическими материалами, если обучающийся поступил  в  школу или переведен из нее в течение учебного года, ведь помощь ребенку нужна сейчас. Озвучил предложение о  районном методическом центре, в функции которого входило бы  координация деятельности в этих вопросах, в частности, когда процесс касается создания специальных образовательных условий для  слабослышащих и слабовидящих детей.4_Барабинск_06.04.2016_фото2

В центре внимания оказались вопросы, касающиеся обеспечения  ИПРА детей с инвалидностью. Как правильно оформить нормативно — правовую документацию по сопровождению детей с особыми потребностями при обучении в условиях образовательной организации? Как качественно обеспечить ППМС – сопровождения в условиях кадрового дефицита.

Дискуссия разгорелась по вопросам финансирования школ, в которых обучаются дети  с ОВЗ и дети с инвалидностью. К сожалению, школы в получаемой субвенции не всегда имеют такие средства, хотя реальная работа по обучению детей с ОВЗ ведется активно,  не только в своей школе, но и школах и ДОО округа.

Одной из обсуждаемых проблем оказался вопрос  о том, что в пакете документов детей с ОВЗ и инвалидностью нет заключения ПМПК, как оформлять новое заключение   при переходе обучающего на другую ступень развития при дефиците кадрового  ресурса ТПМПК.

Вспомнили вопрос, касающийся деятельности базовой школы (БШ), пересмотр положения о БШ на уровне муниципалитета в части организации работы службы  ППМС сопровождения, наличия соответствующего коэффициента по финансовой поддержке этой деятельности. Такой нормативный документ позволил бы определить функции базовой школы, ее роль в сетевом взаимодействии в своем школьном округе и, возможно, поспособствовал бы решению вопросов, связанных с выделением средств на эти цели.

В процессе работы удалось обратиться к Федеральному закону № 419 — ФЗ от 01.12.2014 г по вопросам  реализации реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) в рамках утвержденного порядка организации информационного взаимодействия по исполнению ИПРА. Было активизировано внимание на роли  и ответственности операторов образовательных организаций, особенно в части исполнения ИПРА особенных детей. Были представлены возможности Единой базы данных детей с ОВЗ и инвалидностью при формировании отчетов.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что в рамках ограниченности времени мероприятие позволило  обсудить ряд наболевших вопросов, не только увидеть проблематику,  но и предложить возможные варианты решения.  Семинар позволил участникам найти поддержку и понимание среди коллег и получить ответы на отдельные вопросы в организации ППМС сопровождения образования.

Реутова Е.А. методист ГБУ НСО «ОЦДК»