Семинар «Состояние и проблемы реализации регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области»

05.04.2016 г. с. Северное

Более 20 педагогов Северного района приняли участие в семинаре по вопросам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в рамках регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». Мероприятие было организовано на базе МКОУ Северной СШ.

Т.И. Кулевцова о том, с чего начать

Т.И. Кулевцова о том, с чего начать

Так как Татьяна Иннокентьевна Кулевцова, заместитель директора по работе с филиалами, руководитель отдела инновационных программ и проектов ГБУ НСО «ОЦДК», в этом отдалённом северном районе нашей области впервые, радушные хозяева решили в начале мероприятия представить обобщённую информацию о своей работе.

Открыла семинар Наталья Юрьевна Устьянчик, начальник управления образования администрации Северного района, выступлением о положении дел в районе в направлении образования детей с особыми образовательными потребностями.

Устьянчик Н.Ю., начальник УО Северного района

Устьянчик Н.Ю., начальник УО Северного района

В продолжение этого разговора педагог-психолог Северной СОШ Алла Васильевна Коновалова, одновременно являющаяся председателем психолого-медико-педагогического консилиума, представила деятельность своей школы по формированию инклюзивного образовательного пространства. Особенностью развития инклюзии в данной образовательной организации является вступление в реализацию сначала ведомственной целевой программы по развитию и распространению моделей ППМС сопровождения детей с ОВЗ в школьном округе, а затем (в текущем учебном году) в реализацию регионального проекта. В завершение выступления Аллы Васильевны директор школы Наталья Михайловна Виноградова отметила, что на сегодняшний день вопросов, сомнений, трудностей в реализации инклюзивного образования немало, потому необходима помощь и поддержка специалистов Центра.

Обобщая всю полученную информацию, Татьяна Иннокентьевна отметила, что и в школе, и в районе ведётся плодотворная работа по организации образования детей с ОВЗ, о чём свидетельствуют представленные результаты: «Так что в большей степени вы нам нужны, чем мы вам». А для выстраивания системы по формированию инклюзивного образовательного пространства нужно сначала определиться, по какому пути пойдёте: инклюзия или интеграция. Затем Татьяна Иннокентьевна «развела» эти понятия, наглядно в виде схемы представив слушателям разницу организации работы по каждому из этих направлений.

Участники семинара

Участники семинара

В ходе семинара были рассмотрены и другие актуальные вопросы: основные требования ФГОС общего образования и ФГОС ОВЗ к организации образовательной деятельности для детей с особыми образовательными потребностями, особенности структуры основных образовательных программ, в том числе и адаптированных, один из важнейших и проблемных разделов которых – система оценки образовательных достижений. Кроме того на семинаре обсудили важное значение в работе с детьми с ОВЗ выявления их ресурсных возможностей, особенностей образовательных достижений, социальной ситуации развития, специальных образовательных условий, определения зоны ближайшего развития, последовательного взаимодействия «ПМПк – ПМПК – ПМПк – педагоги школы, работающие с детьми с ОВЗ».

Участие в обсуждении проблем

Участие в обсуждении проблем

Предупреждая утомление участников семинара от продолжительной беседы, Татьяна Иннокентьевна предложила педагогам упражнение, которое они могут использовать в качестве одного из приёмов педагогической диагностики включённости детей в коллективную деятельность. Разминка заинтересовала аудиторию, педагоги с удовольствием в ней поучаствовали, взбодрились и продолжили совместную работу.

Общение длилось более двух часов, в ходе которого были дополнительно затронуты темы и социализации, и школьной мотивации, и особенностей подготовки учителей к организации образовательной деятельности для современных детей. Кроме того, Татьяна Иннокентьевна отвечала на вопросы участников семинара. Самыми наболевшими для педагогов Северной школы, собственно, как и других школ области, являются вопросы о разработке адаптированных общеобразовательных программ, о системе оценки образовательных достижений и итоговой аттестации детей с ОВЗ, об организации и значении семейного образования для определённых категорий детей с ОВЗ.

Включились в работу с удовольствием

Включились в работу с удовольствием

Хочется отметить, что на семинаре чувствовалось понимание участниками важности выстраивания системы работы с особенными детьми, их заинтересованность  и неравнодушие к проблемам, возникающим в процессе этой работы.

В заключении Татьяна Иннокентьевна подчеркнула: «…потенциал у вашей школы есть, а если есть и желание, можем наладить совместную работу по самым актуальным проблемам, несмотря на вашу удалённость».

В отзывах участники отметили своевременность и необходимость оказанной им в ходе данного мероприятия помощи, выразили слова благодарности и надежду на дальнейшее сотрудничество.

 Н.Г. Шуреева, методист Куйбышевского филиала ГБУ НСО ОЦДК