Основные сведения

  Полное наименование государственное бюджетное  учреждение Новосибирской области — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям  «Областной центр диагностики и консультирования»

 Сокращенное наименование – ГБУ НСО «ОЦДК»

 Учредитель: Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

 Дата создания: 18 октября  2000 года вступило в силу постановление Главы администрации Новосибирской области № 896 «О реорганизации Областного коррекционно-диагностического педагогического комплекса», согласно которому Областной коррекционно-диагностический педагогический комплекс был разделен на два учреждения:

 — государственное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – Областной центр диагностики и консультирования;

 — государственное  учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Областной детский дом № 3.

  Свидетельство Городской регистрационной палаты 54 РП № 0040582 от 21.02.2001, регистрационный номер 35198.

 Место нахождения:

проездАдрес: 630075 г.Новосибирск, ул.Народная, 10,

Контактный телефон: 8 (383 )276-05-09

Адрес электронной почты: ocdk54@mail.ru

История развития учреждения.гбунсооцдк

 I этап: от изолированной деятельности ПМПК до оказания практической комплексной помощи конкретному ребенку с ОВЗ

18 октября  2000 года вступило в силу постановление Главы администрации Новосибирской области № 896 «О реорганизации Областного коррекционно-диагностического педагогического комплекса», согласно которому Областной коррекционно-диагностический педагогический комплекс был разделен на два учреждения. Созданы в качестве самостоятельных  государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – Областной центр диагностики и консультирования (далее ОЦДК) и государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — Областной детский дом № 3. Первоначально   деятельность ОЦДК была направлена  на формирование единого диагностико-коррекционно-развивающего пространства в Новосибирской области. Для достижения данной цели в состав учреждения в феврале 2001 года входит ГОПМПК (функционировавшая как самостоятельная организация с 15 августа 1995 года) и диагностико-коррекционно-развивающие группы (открыты в декабре 2004 года, после завершения реконструкции здания).

Основной задачей ГОПМПК является диагностика детей, имеющих проблемы в развитии и испытывающих трудности в обучении с целью определения образовательного маршрута – в форме специальной (коррекционной) программы I — VIII видов. Основной задачей групп круглосуточного пребывания становится оказание квалифицированной педагогической поддержки, оздоровление, психологическая помощь детям «группы риска» в возрасте от 3 до 12 лет  из сельских территорий, испытывающим трудности в обучении или имеющим проблемы в развитии. Для оказания комплексной дифференцированной помощи детям обеспечивался междисциплинарный подход силами созданного коллектива, объединившего педагогов-дефектологов, воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, врачей, медицинских сестер. Организационной формой объединения специалистов  явился консилиум, определявший характер, продолжительность и эффективность специальной (коррекционной) помощи ребенку в рамках имеющихся в Центре возможностей. Предполагалось, что дальнейшую психолого-педагогическую помощь дети, прошедшие углубленную диагностику,   получат  в ОУ по месту проживания, для чего в образовательные учреждения и организации направляются рекомендации специалистов ОЦДК (заключения и рекомендации педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей логопедов) и медицинских работников (невролога, психиатра, педиатра).

Таким образом, на первом этапе в учреждении реализовалась практика направленной комплексной помощи ребенку с проблемами в развитии посредством постановки диагноза, определения адекватной образовательной программы, определения специальных педагогических подходов, которые должны быть реализованы в процессе его обучения и воспитания (рекомендации для учителей, воспитателей и родителей).

Уже на первом этапе своего существования ОЦДК являлся важным  и инновационным элементом Службы практической психологии образования (далее – Служба).  Учреждение осуществляло свои задачи в качестве государственного областного (регионального) ППМС-центра,  но этот статус определял не столько системообразующую роль  в Службе практической психологии образования области, сколько ориентацию на предоставление специфических услуг психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детям из любых муниципальных территорий Новосибирской области.

II этап: от поддержки конкретного ребенка до оптимизации сопровождения ребенка в реальных условиях

Реализуя вышеперечисленные задачи, специалисты Центра выделили следующие процессы, характерные для  Службы практической психологии образования Новосибирской области:

  1. Дефицит кадровых ресурсов, их неравномерное распределение по территории области. Это  требовало проектирования специфических, адекватных региональным особенностям Новосибирской области, моделей организации Службы в сельских территориях и малых городах области.
  2.  Профессиональная разобщенность специалистов Службы. Это требовало расширения работы по профессиональному объединению и позиционированию Службы на районных уровнях (горизонтальные связи) при усилении вертикали профессионального управления ее развитием.
  3. Недостаточная психологическая компетентность педагогов. Это требовало усиления работы по оказанию практической помощи учителям, обучающим детей с ОВЗ,  и  по  усилению позиции Службы в конкретных ОУ.
  4.  Возрастание традиционных и инновационных школьных факторов риска, порождаемых современной социокультурной ситуацией в РФ и усиленных региональными особенностями образовательного пространства области. Это требовало усиления социально-психологического мониторинга, психологической экспертизы инновационных проектов, программ, расширения участия психологов и других специалистов Службы в педагогическом проектировании.

Ответом на вызовы образовательной ситуации явилось создание в ОЦДК нового, третьего структурного подразделения —  Центра службы практической психологии образования Новосибирской области. Его миссия заключалась в  управлении развитием Службы  в области для организации эффективного сопровождения различных контингентов детей в условиях конкретных образовательных учреждений, а задачи и направления деятельности определялись в соответствии с выше названными потребностями образовательной среды в психолого-педагогической помощи:

  • научно-методическое и информационное  обеспечение специалистов областной Службы;
  • координация деятельности всех звеньев психологической службы на территории области (выстраивание горизонтальных и вертикальных связей);
  • позиционирование районных и  школьных Служб;
  • психологическое просвещение педагогических коллективов;
  • сплочение психологического сообщества и сообщества специалистов сопровождения.

На этом этапе ОЦДК впервые начинает позиционироваться как учреждение, выполняющее роль системообразующего элемента в Службе практической психологии Новосибирской области.

III этап:  от оптимизации процесса сопровождения ребенка в реальных условиях до оптимизации процесса сопровождения педагогических коллективов

С  2006 – 2008 г.г. меняется идеология учреждения.  Стратегической целью становится обеспечение защиты интересов личности в сфере образования, её гармоничного развития, сохранения и укрепления психологического здоровья всех участников образовательного процесса. ОЦДК становится важным ресурсом развития комплексной службы в условиях модернизации образования Новосибирской области.

Меняется  роль структурных подразделений и содержание их деятельности.

ГОПМПК уже не только функционирует как конфликтная комиссия, а берет на себя информационно-методическую, экспертную и координационную функции по отношению к территориальным комиссиям в области и консилиумам ОУ.

Деятельность Школы-центра направляется  не только на оказание комплексной помощи конкретным детям, но и на создание эталонной модели оказания качественной помощи ребенку с проблемами в развитии в условиях образовательного  учреждения.

Расширяется и содержательно изменяется деятельность ОЦСППО. Разработаны  и внедряются в 6 пилотных районах области  три модели организации Службы с учетом, кадровой, материально-технической и методической обеспеченности: традиционная, централизованная, сетевая. Реализуются специальные программы, курсы для обучения специалистов ПМПк, педагогов, психологов по проблемам психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения.

 Учреждению объединенными усилиями трех специфических структурных подразделений, удается достичь следующих результатов:

  • усиливается понимание роли, функций и оптимальных моделей комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения в инновационно-развивающемся образовательном пространстве Новосибирской области;
  • оформляются позитивные тенденции в построении адекватной системы психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения как в первичных звеньях Службы (в образовательных учреждениях),  так и в отдельных муниципальных территориях и на региональном уровне;
  • создается  трехуровневая  система устойчивого и развивающегося взаимодействия элементов Службы: область – район — образовательное учреждение. В таком варианте она обнаруживает работоспособность в нескольких пилотных районах.

Институализация учреждения проходит не только на областном, но и Всероссийском уровне:

  • опыт Новосибирской области по развитию Службы высоко оценен и признан профессиональным сообществом РФ;
  • учреждение разворачивает издательскую деятельность;
  • расширяется взаимодействие с Министерством образования и науки РФ и ведущими ППМС центрами России;
  • в учреждении разворачивается серия семинаров повышения квалификации с приглашением ведущих специалистов РФ в области теории и практики психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

IV этап: приближение качественных комплексных услуг к месту проживания детей с проблемами в развитии

Анализ деятельности и перспектив развития учреждения к в 2008 году приводит коллектив к пониманию ограниченности кадровых и временных ресурсов для расширения работы в районах области. Достигнутые результаты, с одной стороны, требуют продолжения работы в пилотных районах, с другой, — изменений в стратегии  с охватом других территорий, в которых органы управления образованием и специалисты Службы проявляют высокую заинтересованность в сотрудничестве.

Неравномерность ресурсной обеспеченности Службы,  территориальная специфика образовательной системы области, накопленный опыт эффективной ППМС- помощи детям с ОВЗ  и образовательным учреждениям, обучающим их, приводит к идее  приближения качественных комплексных услуг к месту проживания детей с ОВЗ.  Основное проектное решение – открытие ППМС центров – филиалов Областного центра диагностики и консультирования в муниципальных территориях области утверждено постановлением Губернатора Новосибирской области  и предусматривает открытие  9  филиалов (отделений) ОЦДК в следующих районах Карасукский, Татарский, Барабинский, Ордынский, Куйбышевский, Чулымский, Черепановский, Купинский, Мошковский.

К 1 января 2010 года открыты и успешно работают Карасукский и Татарский   филиалы (отделения), являющиеся территориально обособленными структурными подразделениями ОЦДК. В 2011 году открыты филиалы в Ордынском и Куйбышевском районах.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ГБУ НСО «ОЦДК»

Программа развития ГБУ НСО «ОЦДК»

Организация деятельности ГБУ НСО «ОЦДК»

Презентационный фильм ГБУ НСО «ОЦДК»

Награды ГБУ НСО «ОЦДК»

СМИ о ГБУ НСО «ОЦДК»