Взгляд изнутри. Второй сезон

Кулевцова Т.И., заместитель директора по работе с филиалами, руководитель ОИПП

Прошлогодняя поездка  со всей очевидностью показала нам, насколько сложно работать школам в условиях нормативных пустот, неопределённости понятий и терминов, несогласованности требований контролирующих организаций. Потом – после поездки – мы не раз возвращались к своим записям, чтобы внести в проекты различных документов пожелания школ, учесть их замечания, подтвердить или опровергнуть свои предположения.
За год изменилось многое. Как работается школам сейчас? — ответ на этот вопрос мы и хотим получить в нашем «Круизе №2». Почему «круиз»? Прокатитесь как-нибудь по глубинам нашей болотистой области в разгар весны! Кругом вода, рощицы островками, усыпляющее ворчание мотора, частые познавательные остановки…. Чем не круиз?Фото 1 на главной. К словам про круиз

.
Маршрут тот же, только более разветвлённый — «коридор колебаний» от трассы достигает двухсот километров, а общая его протяжённость превышает три тысячи км. По области мы передвигаемся на двух машинах. Наш экипаж — это заместитель директора по работе с филиалами, руководитель ОИПП Кулевцова Татьяна Иннокентьевна, руководитель территориального отдела Сидорова Алена Андреевна, педагог-психолог территориального отдела Водолазская Людмила Константиновна, методисты ОИПП Циснецкий Андрей Казимирович и Реутова Елена Анатольевна. Словом, команда подобралась опытная, активная и трудоспособная. Всего на этот раз мы планируем побывать в семи филиалах и тридцати инклюзивных и базовых школах, провести почти три десятка различных семинаров, совещаний и круглых столов, в которых примут участие более 500 человек из семидесяти образовательных организаций.

.

День первый. 13 апреля. Удивительно, но трасса на Омск практически пуста и до Каргата мы неспешно докатились за 2,5 часа. День первый. Трасса на Омск практически пуста(1)Правда, стажировочная площадка в Каргатской СОШ №1 к нашему приезду уже подходила к концу, и мы смогли побывать только на последнем из серии мероприятий – на открытом уроке русского языка в 4 классе у Марины Александровны.

.
Зато это был Урок! 23 ребёнка, среди которых четверо с ОВЗ, работали на одном дыхании, и довольно сложная тема — спряжения глаголов – раскрывалась как бы сама собой. Было всё — карточки, компьютер, доска, опоры, фронтальный опрос – и всё это органично перетекало друг в друга, цепляя одних детей, не задевая других, фиксируясь на третьих. Песня!

.
И всё-таки…. всё-таки… из 23 детей, активно работающих на уроке, отметивших в своих тетрадях восклицательными знаками успешно сделанные задания, отметку за урок получили только семеро. А всё потому, что нам до сих пор крайне сложно отойти от традиционной пятибалльной (а точнее – трёхбалльной) системы оценивания образовательных достижений детей. Это самая крупная проблемная зона из тех, что были выделены по результатам мониторинга инклюзивных школ 2014 года. И это стало основной темой нашего короткого семинара в конце совместной работы.

.
Изначально предполагалось провести встречу с педагогами из инклюзивных и базовых школ нескольких районов в формате Круглого стола. Но, время… Время – наш самый жёсткий ограничитель! И так много всего нужно сказать! Директор школы Владимир Иванович Денисов любезно предоставил слово мне и получился практически монолог – такая мини-лекция о результатах мониторинга и тех проблемах, которые он обозначил, и немножко о том, как эти проблемы можно решать.

.
Урок на будущее – не стоит совмещать такие разные мероприятия.
В это время наши коллеги побывали в Доволенской СОШ №1, а филиал работал по своему методическому плану.

День второй. 14 апреля.. Часть нашей команды уже в Барабинске и работает с филиалом , вторая машина всё ещё в пути – им предстоит побывать в Кожурлинской и Устьянцевской школах. После обеда – небольшое совещание с представителями управления образования и центра информационно-методического обеспечения Барабинского района
И разговор идёт вовсе даже не об инклюзии – проблема гораздо шире: мы всё ещё не работаем в ФГОС! Мы – это образовательные организации в целом по области, а не отдельные школы, высокомотивированные и постоянно наращивающие компетентность своих педагогов.

.
Мониторинг 2014 года показал, что даже в наших инклюзивных школах, в творческой образовательной среде учителя всё ещё воспринимают детей и родителей как ОБЪЕКТЫ педагогического воздействия. И если объект реагирует на это воздействие не так, как хочется, то надо менять объект, а не методы воздействия. Примерно так. А чтобы пришло иное понимание, необходимо постоянное сопровождение учителя через все возможные формы работы. По статусу и функционалу такую работу могут вести только районные методические центры. Суть проблемы Ольга Юрьевна Сударикова – специалист управления образования – улавливает сразу же, и дальше идёт уже конкретный разговор о том, как можно выстроить это сопровождение учителя.

.
День третий. 15 апреля. Работаем по трём параллелям: Андрей Казимирович с Еленой Анатольевной уехали в Северную СОШ, Алёна Андреевна и Людмила Константиновна работают с филиалом, мы с методистом Куйбышевского филиала Натальей Геннадьевной Шуреевой принимаем гостей.

.
Семинар в Куйбышеве – собрались инклюзивные и базовые школы Куйбышевского, Барабинского, Чановского, Убинского районов. Всё очень разные. Кто-то давно в проекте и вопросы от них деловые и конкретные, кто-то только-только принимает на себя обязанности Службы ППМС-сопровождения и пробует деликатно выяснить, в чём же эти обязанности заключаются. Но есть вопросы общие для всех: как всё-таки добиться получения средств в соответствии с поправочными коэффициентами? как оценить образовательные достижения детей с ОВЗ в рамках традиционной отметочной системы? как быть, если различные проверяющие выдвигают разные требования и к адаптированным программам, и к рабочей документации? И мы пробовали вместе найти ответы на эти вопросы.

.
Яркое отличие от подобных семинаров прошлого года: те, кто уже прошёл какой-то путь, начинают объяснять новичкам, как следует действовать. Это ли не достижение? Это ли не результат деятельности стажировочных площадок?

.
Выявляются основные развилки в механизме финансирования, где может произойти сбой: при недостаточно продуманном заполнении ОШ1, при формировании РИК76, при распределении уже полученных средств, особенно, если школа финансируется в условиях сверхнорматива.

.
Школы, работающие по программе «Школа-2100», рассказывают о системе оценивания. Ну и с перечнем и содержанием локальных актов тоже становится более понятным – всего лишь требуется, чтобы они максимально чётко определяли стандарты оказания образовательных услуг в специфике данной образовательной – инклюзивной! — организации.

.
День четвёртый. 16 апреля. Потрясающее начало дня! – Алёна Андреевна вручает подарок от детей: коллаж фотографий внуков на двух листах А3. Глаз не оторвать! Вплоть до самого совещания разглядываю родных «хулигаников», прерываясь лишь на то, чтобы принять подарки от коллег: они полностью оборудовали мою новую машину – дефлекторы окон, чехол на руль, дворники, набор ключей…. Воистину, день начался прекрасно!

.
На совещании – руководитель информационно-методического центра и два заместителя начальника управления образования. С Лилией Викторовной мы знакомы давно, найти общий язык несложно. Вставить в день четвёртый - совещание КуйбышевА то, что Куйбышевские инклюзивные школы на общем фоне результатов мониторинга смотрятся очень даже неплохо, позволяет заглянуть вперёд и подумать о дальнейшем развитии.

.
После обеда мы с Натальей Геннадьевной отправились в Здвинск, День четвёртый. Здвинсккуда должны были подъехать и наши коллеги после встреч в двух базовых школах Барабинского района – Новоспасской и Новочановской.

.
Вновь мы убедились в том, насколько велика разница между инклюзивными школами и школами, только-только начинающими осознавать, насколько изменилась государственная образовательная политика и какой должна становиться педагогическая практика.

.
Здвинская СОШ №1 инклюзивная, а с этого года она приобретают статус и обязательства ещё и базовой школы. Значит, через год ещё 15 школ вольются в общую сеть ППМС-сопровождения образования Новосибирской области. С такими движителями как директор базовой школы Ирина Георгиевна Аникина и завуч Татьяна Анатольевна Терехина это обязательно сбудется!

.
День пятый. 17 апреля. Завершается работа в филиале – идёт супервизия занятий с детьми и обсуждение со специалистами. Вторая наша машина выдвинулась на маршрут с раннего утра – сегодня у них в планах посещение Шубинской и Новопреображенской школ. Встретимся мы уже только в Татарском филиале.

.
В филиал мы приезжаем в начале пятого – рабочий день у сотрудников на исходе, но мы так давно не общались! Да и завтрашний день спланировать нужно: слишком уж напряжённый график получается. Решили снова разделиться, потому что отработать в один день с тремя школами по очереди слишком сложно. Когда мы планировали маршрут, закладывали на посещение одной школы по часу-полтора. Пока ещё ни разу не удалось уложиться в это время – слишком много накопилось проблемных вопросов.

.
День шестой. 18 апреля. Спасибо Киевской и Казачемысской школам Татарского района, школам Усть-Тарского района, нашему Татарскому филиалу  – все готовы работать в субботний день.
Еду в Усть-Тарку. Этот район нравится мне давно – чистый, спокойный райцентр, хорошая дорога, неравнодушные искренние педагоги, заинтересованные специалисты управления образования, вкуснейшая пшённая каша и свежие булочки в школьной столовой — не раз мы встречались, проводя здесь курсы повышения квалификации.

.
Знакомые лица, знакомые люди – Татьяна Сергеевна Балыкина из управления образования, директор первой школы Леонид Викторович Гончаров, завуч Валентина Александровна Соловьева.
Встреча чем-то похожа на семинар в Здвинске: Усть-Таркская школа тоже из числа инклюзивных и тоже с этого года становится базовой по ППМС-сопровождению. Кроме неё – все образовательные организации школьного округа. Но здесь ещё три инклюзивных школы – численный перевес в сторону знающих. Поэтому общение совсем другое – более профессиональное, что ли…. А уж когда в разговор вступает завуч Еланской школы Валентина Валентиновна Степанова, становится ясно, что район на достигнутом не остановится: будет здесь и грамотная работа по финансовому обеспечению, в том числе и с муниципальными заданиями, будет и эффективное оценивание образовательных достижений, будут интересные стажировочные площадки. Вместо двух часов мы работали почти четыре – хорошо, что не нужно было сломя голову лететь в другую школу.

.

День седьмой. 19 апреля. Сегодня воскресенье, выходной – и мы в Татарске. Сколько раз здесь бывали, а музей посетили впервые. Ретро-техника. И не муляжи, а вполне работающие экспонаты – от прялки до самолёта. Многое ностальгически-знакомо: телевизоры, радиоприёмники, машины, — так и манит включить, завести, потрогать!

Прялка

Машины и самолёт

 

Трактор

.
День восьмой. 20 апреля.
Вместе с руководителем Татарского филиала Татьяной Петровной Черновол мы сегодня в Венгерово.
Полина Петровна Шевчик – наш давний партнёр из Венгеровского управления образования — знакомит с и.о. начальника Натальей Александровной Горкуновой. Мы едем в Тартасскую школу – школа в региональном проекте с 2011 года, а в этом году она в статусе базовой будет обеспечивать ППМС-сопровождение детей с ОВЗ в школьном округе.

.

Кожурла

В выходные прошли дожди (не зря же было штормовое предупреждение!), последние четыре километра нас мотает от края к краю вязкой глинистой дороги.  Впереди так же танцует местный УАЗик, грязь из-под его колес долетает и до нас, несмотря на приличную дистанцию. В голове единственная мысль: как же тут ездят дети??? Какой может быть подвоз в таких условиях?

Машины

Ладно, четыре километра можно и пешком пройти, а когда таких километров 30 или 60? Не думаю, что смогла бы учиться и сдавать экзамены после такой проверки на выносливость.
Зато сама школа хороша! Небольшая, уютная, с крохотным зимним садиком, небольшим музеем, оборудованными помещениями,

Тартасская СОШ помещение

понимающими педагогами.  Вместе с завучами школ школьного округа, приехавшими на семинар, мы прошлись по всей школе, а уж потом директор Екатерина Александровна Бельская коротко рассказала нам об успехах и проблемах в реализации регионального проекта. Видно было, что люди встречаются не впервые, — Тартасская школа давно работает как базовая, оказывая методическую помощь своим соседям.

Тартасская СОШ семинар

.
Встречу проводили в кабинете социального педагога – среди мягких модулей, с чаем и кофе. Может, потому и разговор получился почти задушевный, хоть и на те же больные темы: взращивание иждивенчества в начальной школе, «убивание мотивации» детей санкционной отметкой, противоречивые требования проверяющих, сложность принятия ФГОС.
Мы так долго обсуждали возможные пути решения этих проблем в отдельно взятом районе, что чуть не опоздали в Татарск на запланированную встречу. Хорошо ещё, что дорога за это время подсохла, а машина управления образования обеспечила нам страховку от нештатных ситуаций, сопровождая до самого Венгерово. Вот так – сопровождая и подстраховывая – работают здесь управленцы со школами, администраторы и специалисты с педагогами, а педагоги с детьми.

.
В Татарск мы с Татьяной Петровной вернулись почти в четыре. Встреча с начальником управления образования Людмилой Викторовной Приваловой, специалистом Антониной Никитичной Вайда, директором И-МЦ Галиной Андреевной Дурновой. Снова итоги мониторинга. Все давно в теме, речь только о том, на чём стоит акцентировать внимание в первую очередь. Здесь много (восемь!) инклюзивных школ, работают базовые – есть с кем продумывать и решать проблемные вопросы. Всплывает вопрос финансирования инклюзивных школ – в Татарске он снимается несколько неожиданно: с ОШ1 работают не экономисты, а специалисты управления образования, для которых за числами стоят живые люди.
Уже поздно вечером возвращаются наши коллеги из Кыштовки  – они сегодня совершили пробег в почти 500 км и отработали в довольно сложных условиях.
На сегодняшний день в нашей общей работе приняли участие представители 73 школ и 3 детских садов из 13 районов области – всего 277 участников.

Журавли

Журавли

.
День девятый. 21 апреля.
Выезжаем с утра в Купино. Планировали заехать в Николаевскую школу, но, похоже, что дорогу там тоже развезло. Решили не рисковать, тем более, что и на нашем участке пути могут возникнуть сложности. Однако дорога оказалась вполне проезжей – было сухо и пыльно, видели журавлей  и жалели о том, что не можем заехать в Чистоозёрное прямо сейчас. Там принимают поезд «За духовное возрождение России», посвящённый 70-летию Победы. Что ж, побываем там завтра.

.
В Купинском филиале сразу после традиционного чая сотрудники активно включили в работу Алёну Андреевну и Людмилу Константиновну, а у нас очередная встреча с начальником управления образованием. Марина Анатольевна Соболевская начальник ещё совсем молодой, но понимающий. Нашу встречу даже совещанием не назовёшь – это деловой разговор о том, что ФГОС для нас это всё ещё инновация и многие школы до сих пор стараются её просто переждать, о том, как это можно изменить, используя уже накопленный опыт, и какие школы могут на практике показать, как воплощается деятельностный подход.

День десятый. 22 апреля.
Снова работаем в трёх разных направлениях. В Купинском филиале, в Новосельской и Рождественской школах, в Чистоозёрном.
В Чистоозёрный едем вместе с методистом филиала Татьяной Викторовной Дроздовой. Дорога за разговорами пролетает незаметно, и даже 30 км щебёнки не портят настроения. Нас принимает вторая школа — она в региональном проекте с самого начала, а с этого года становится ещё и базовой.

 .
На самом деле эта школа как базовая работает практически с начала действия проекта — вокруг

Чистоозерное,  консультация

Тамары Ивановны Аноприенко, заместителя директора по УВР, уже давно самозарождаются межшкольные творческие и рабочие группы. Именно так, в группах, прорабатывались подходы к адаптированным программам, изучаются ФГОС, продумывается рабочая документация. Дневник динамического наблюдения, индивидуальный образовательный маршрут –эти документы здесь удобны в заполнении, эффективны и активно используются педагогами

 

Чем-чем, а формализмом в этой школе и не пахнет. Уже давно и районные методобъединения выстраивают свою работу системно и продуманно.

.
Всего в районе четыре инклюзивные школы. Кроме них, на семинаре представители ещё семи школ – тех, что входят в школьный округ. Начинаем разговор с итогов мониторинга. В этом районе все школы отнеслись к нему весьма серьёзно, используя таблицы самообследования в первую очередь как дидактический материал. Потому и вопросы сразу идут по конкретным критериям и инструментарию. Как, например, посчитать «уважительное отношение между учениками и учителями»? Очень легко отсюда переходим к тому, как посчитать академическую успеваемость.

.

Чистоозерное семинар

Активный, заинтересованный разговор об оценивании, соотнесение с требованиями ФГОС и реалиями – положительно, мне очень нравится эта аудитория! Нет, особыми иллюзиями народ не страдает, но чёткие вопросы, далеко идущие выводы и заключения, обмен репликами между собой – всё это показывает, что здесь люди ясно видят проблемы и перспективы, понимают, сколь много ещё предстоит сделать и, самое главное, хотят и могут делать это! Требуют курсы, но это возможно пока только на платной основе.

.
И весь день с нами вместе работает главный специалист управления образованием Алла Ивановна Крылова. Уже после семинара проговариваем с ней ряд вопросов по базе данных, по организации сетевого взаимодействия, по экспертизе инструментария.
От такой работы, как здесь, не устаёшь – и мы с Татьяной Викторовной возвращаемся в Купино, полные сил и желания действовать.

 А ниже — ее впечатление от совместной работы:

Мы стайеры
Именно так назвала Купинский филиал Алёна Андреевна за прощальным круглым столом. Купинцы сразу взяли старт на длинную дистанцию и быстрыми шагами, не снижая скорости и не теряя темпа, не останавливаясь на достигнутых результатах, уверенно идут вперёд, постоянно улучшая качество своей работы. Но это было после…. Итак, всё по порядку: 21 апреля мы встречали участников традиционного круиза. Приезд гостей ждали с огромным волнением. Прошёл год, проделано много работы, филиал стал неотъемлемой частью системы образования в районе и за его пределами. Всё более востребованными становятся консультации специалистов филиала, ДКР занятия, диагностические сессии в режиме ПМПК. Педагоги района активно посещают семинары, проводимые на базе филиала, выстраивается система взаимодействия с инклюзивными и базовыми школами. Чем больше погружаемся в работу, тем больше осознаём свою миссию и ответственность, как специалисты сопровождения детей с ОВЗ трёх районов. И, как следствие, возникает много вопросов, касающихся деятельности филиала. Два дня совместной работы дали ответы на многие, волнующие нас вопросы.

(читать далее…)

.

День одиннадцатый. 23 апреля.
Карасук. Тут почти лето – зелёная трава по обочинам, цветущие вербы, прозелень на тополях. Этот район давно стал для нас родным – здесь мы открывали наш первый филиал, то и дело набивая синяки и шишки, а директор МУ «Образование» Сергей Викторович Шитвин помогал нам избегать самых грубых ошибок.
беседа с участниками проектаЗал полон, собрались представители  инклюзивных и базовых школ Карасукского, Краснозёрского и Баганского районов. Сотрудничество между районами тесное, люди давно уже знакомы друг с другом. Здесь, пожалуй, самые внимательные глаза, грустит только одна дама из полусотни участников.
Много вопросов по инструментарию мониторинга. Выясняем, что проблемы совсем не в сборе информации, а в её обработке. результаты мониторинга1Сведений собирается море, во многом они дублируются, но бОльшая часть их остаётся невостребованной – почему-то основная масса педагогов считает, что легче снова собрать данные (иногда с огромными трудозатратами!), чем структурировать то, что имеем. В этом, кстати, и проблема медленного продвижения в практику накопительной оценки – её нужно грамотно обрабатывать.
Очень хорошо эту проблему и способы её решения описала Наталья Владимировна Гутова, специалист Областного методического центра, на встрече у Сергея Викторовича после семинара. Были там и специалист Анжелика Михайловна Морозова, и районный экономист Татьяна Александровна Вдовина. Обсуждали проблемы достоверности сведений базы данных, вопросы финансового обеспечения инклюзивных школ.
Интересный такой формат встречи получился – что-то вроде консилиума. И вышло у нас так, что три совершенно разные, казалось бы, проблемы (оценивание образовательных достижений, учёт детей с ОВЗ, финансирование) имеют одни и те же корни – недостаточную ИКТ-компетентность работников образования. А с этим уже можно работать.
Удивительное дело – именно в Карасуке многое для меня становится более прозрачным, что ли. Обстановка располагает?
А потом была Карасукская СОШ №2, где нам рассказывали, как организовано ППМС-сопровождение детей с ОВЗ на весь школьный округ. Тоже интересно – школа активно предлагает свой ресурс, а пользоваться им пока не спешат.
День оказался насыщенным у всех наших трёх минигрупп: из Мироновской и Морозовской школ наши вернулись только к шести часам, а из филиала удалось выбраться только в восемь – возникали всё новые и новые вопросы, требующие консультации.
Да, Карасукский район умеет ставить перед нами новые задачи!

.
День двенадцатый. 24 апреля.
Торопимся в Ордынск. Встреча назначена на 11 часов, а проехать нужно около трёхсот километров. Хорошо, что трасса свободна. Болота остаются позади, и наш «круиз» становится всего лишь автопробегом. Вторая машина идёт с остановками в Решётах и Жуланке.
Семинар меня приятно удивил. Для начала тем, что участники переставили парты так, чтобы получился круглый стол. То есть люди пришли не внимать, а общаться! А потом выяснилось, что в одной из школ школьного округа (не инклюзивной, не базовой!) – Вагайцевской –накопительная оценка вполне так в ходу. И пусть ещё очень многое нужно сделать, чтобы опыт нескольких учителей стал нормой для всех и был официально принят, но основа есть.
Ордынск семинарПодкинули коллеги и новый термин – очень говорящий: «тросовое сопровождение». Это когда пытаются сопровождение выстроить, лишая ребёнка его права на принятие решения и ответственности за него. Передозировка объёмов помощи. Именно так чаще всего выстраивается обучение в начальной школе, после чего ребёнку на основной ступени образования адаптироваться крайне сложно, а ребёнку с ОВЗ – почти невозможно.
И ещё один момент – вот уже три года педагоги сетуют на то, что детям некуда пойти учиться после окончания школы: количество профессиональных училищ, принимающих детей с ОВЗ, резко сократилось. А тут вдруг выясняется, что сами-то училища (те, что не закрыли при реструктуризации) готовы принимать детей, и база для этого есть — да вот существует некое «распоряжение сверху», запрещающее это делать. Стоит уточнить, чьё это распоряжение, и на каком основании сделано. Сложно, когда целая ступень образования вдруг оказывается в ведении другого министерства.
Ордынск семинар1Времени нам, как всегда, не хватило, чтобы обсудить все насущные вопросы. Договаривали на ходу – надо было спешить, в филиале работа уже завершалась.

.
Последний рывок в 100 километров – и мы дома! Продолжение через неделю – нас ждут в Мошковском, Тогучинском и Сузунском филиалах.

.
Впечатлениями о нашем приезде делится Елена Геннадьевна Толстова – методист Ордынского филиала.

Начиная с 13 апреля 2015г. Ордынский филиал ГБОУ НСО ОЦДК жил в двух параллелях – с одной стороны, ежедневный плотный график работы в соответствии с утвержденной циклограммой, с другой – постоянное отслеживание событий, происходящих в разных точках Новосибирской области – Каргат, Куйбышев, Татарка, Купино.…

.

Звоним коллегам в Филиалы, по несколько раз в день выходим на сайт ГБОУ НСО ОЦДК, на котором словно в режиме реального времени идет постоянное обновление новостной информации — еще бы, такое событие – ежегодный круиз по базовым и инклюзивным школам Новосибирской области! Его участники — специалисты территориального отдела и отдела инновационных программ и проектов ГБОУ НСО ОЦДК!

.

Нам интересно все – какие впечатления от поездки у специалистов головного центра, какие вопросы задают школы, какие проблемы поднимают, ведь очень скоро такие же встречи пройдут на базе школ, обслуживаемых нашим Ордынским филиалом. Кстати, нельзя не отметить колоссальную работоспособность специалистов ГБОУ НСО ОЦДК, которые в такой непростой ситуации физической и эмоциональной нагрузки (почти две недели в пути, в условиях весенней распутицы и всех прелестей нахождения вдали от дома, плотный график встреч со школами, работа в Филиалах) находили возможность через сайт Областного центра диагностики и консультирования делиться с нами своими впечатлениями от поездки. Нам есть чему поучиться!
(далее…)
P.S. Дорогу осилит идущий….

Межкруизье. 26-30 апреля.
Вал дел и документов, накопившихся за две недели отсутствия, обсуждение результатов поездки, согласование их с результатами мониторинга, корректировка планов, выделение приоритетных задач – всё это требует времени. А оставшиеся выезды откладывать нельзя – в школах близок конец учебного года и уже вовсю идёт подготовка к экзаменам, скоро им будет совсем не до нас.
Перепланируем выезды и экипажи: 29 апреля куст районов Мошковского филиала — в филиале будет работать Ирина Викторовна, в Болотнинской СОШ №4 Андрей Казимирович и Елена Анатольевна; 5 мая едем в Тогучин втроём с Алёной Андреевной и Аидой Георгиевной и только 6 мая выезжаем двумя машинами, охватывая сразу три района — Маслянинский, Черепановский и Сузунский.

.
День тринадцатый. 29 апреля. В Центре жизнь, как обычно, кипит, а мы за ворохом текучки то и дело вспоминаем своих – как там они? Наконец отзванивается руководитель Мошковского филиала Алексей Владимирович Гречухин: в Болотном  отработали, уехали в Станционно-Ояшинскую школу, он сам спешит в филиал, чтобы успеть к обсуждению результатов. Тяжко, однако, жить в филиале без методиста, не выдержавшего темпов нашей работы – вероятность различных накладок, в том числе и организационных, резко возрастает. Очень нужен методист в Мошковский филиал – вакансия открыта!

.
День четырнадцатый. 5 мая. Ухоженный и уютный Тогучинский филиал явно диссонирует со своим окружением – рядом полуразрушенное здание старой школы, подготовленное под снос, и грустные огороды частных домов, мечтающие о посевах. Самому филиалу в этом здании жить тоже недолго, после сноса школы здесь развернётся большая стройка. О перспективах переселения пока неизвестно.

.
Оставив коллег в филиале, вместе с методистом Мариной Александровной Власовой едем в Пойменную школу – там нас ждут представители инклюзивных и базовых школ Тогучинского района. За чайным столом собралось человек двадцать, народ активно обсуждает текущие проблемы. Встречаемся все не впервые, поэтому общение легко перетекает в семинар (перемещаемся в соседний класс) и выходит в режим обсуждения результатов мониторинга и развития сети ППМС-сопровождения.

.
Больная тема – несоответствие требований проверяющих. Вроде, школа самостоятельно определяет содержание образования, условия промежуточной аттестации, необходимый перечень рабочей документации, но, тем не менее, каждая проверяющая организация требует предоставить именно те документы, которые соответствуют её видению. Школы мечутся, иногда делая по несколько разных комплектов документов, вместо того, чтобы обусловить свою работу своими же локальными актами.

.
Сколько же лишнего делается в школах! Бешеные трудозатраты, головные боли, а в результате – масса никому ненужных бумаг. Собраться бы вместе и определить, что, собственно, нужно-то, чтобы грамотно отслеживать динамику образовательных достижений обучающихся. И как собранную информацию обрабатывать, чтобы не тратить на это неоправданно много времени. Но некогда. И некому. Надо писать очередной отчёт – то ли для опеки, то ли для соцзащиты. А потом из разных отчётов выползают совершенно разные данные, типа такого: всего детей с ОВЗ обучаются в условиях инклюзии 10, из них в полной инклюзии — 8, частичной – 3, эпизодической – 1. Итого 10 = 12.
Чтобы избежать таких казусов, в каждой школе завуч должен быть хорошим аналитиком и грамотным расчётчиком (лучше программистом!). А ещё юридически подкованным и компетентным психологом. И педагогом, конечно! Логистиком ещё, чтобы управиться с усложнившимся на порядок расписанием.

.
И поневоле пробьёт ностальгия по советскому образованию, где было ясно и понятно, кого, чему и как учить, и как организовать образовательный процесс.
Тем не менее, школы проекта работают — и работают хорошо. И предлагают к обсуждению собственные разработки, и тянут за собой тех, кто уже разуверился в успехе, тех, у кого от слов «оптимизация « и «модернизация» начинается нервная дрожь.
Выступление директора Пойменной СОШ Л.В. МорозовойТа же Пойменная СОШ не единожды уже проводила на своей базе стажировочные площадки, а сейчас выстроила постоянное взаимодействие с образовательными организациями своего школьного округа, действительно становясь ресурсным центром ППМС-сопровождения для близлежащих школ.

.
День пятнадцатый. 6 мая. Последний рывок. Сегодня две встречи в Маслянинском и Черепановском районах  у Андрея Казимировича и Елены Анатольевны. С ними вместе Елена Николаевна Козлова, методист Сузунского филиала, мужественно ожидающая коллег на перекрёстке у Черепаново больше двух часов, не зная, как и когда вернётся домой.
Мы торопимся в Сузун. Внешне красивое асфальтовое покрытие на деле оказывается частой гребёнкой, машину нещадно трясёт, мои пассажиры пытаются отвлечься от тряски заоконными весенними картинами.
В Сузунском филиале спешная ротация пассажирского состава: Людмила Константиновна и Аида Георгиевна остаются работать в филиале, мы с Алёной Андреевной подхватываем руководителя филиала Ольгу Борисовну Боброву и едем в Межшкольный методический центр, где и должен пройти семинар.
аудитория СузунЗнакомые лица, знакомая обстановка, знакомые вопросы… Чтобы вырваться из этого ощущения дежа-вю, забрасываю тот самый провокационный вопрос о советском образовании, прозвучавший вчера в Тогучине. Взрыв эмоций! Аудитория немедленно делится на две неравные группы. Однако всем давно понятно, что в новых условиях работать по-старому уже никогда не придётся, и дискуссия очень скоро перетекает в обсуждение насущных вопросов и предложений по решению проблем. Здесь, в этом районе, есть уже хороший опыт и в грамотной организации ППМС-сопровождения, и в инклюзивной практике – одна Болтовская школа чего стоит! И она не одинока в Сузунском районе.я
Всё больше вырастает руководителей новой формации, не боящихся изменений, умеющих принимать решения, готовых учиться самим и учить других; руководителей, у которых появился новый взгляд на ребёнка, не как на объект, требующий коррекции и редакции, а как на личность со своими взглядами, мнением, желаниями и потребностями.
Чуть позже имею полную возможность убедиться в этом на небольшом совещании у начальника управления образования Ирины Витальевны Кокуновой. Замглавы по соцвопросам – в образовании она новичок и не стесняется признаться в этом. Зато её управленческий профессионализм не подлежит сомнению: «Что предлагаете Вы?» — вопрос ко мне; «Что мы можем и должны сделать?» — вопрос к своим специалистам. Фактически тут же на глазах рождается план действий. Надо сказать, что и специалисты здесь компетентные – каждая проблема тут же раскладывается по полочкам, вырисовываются причинно-следственные связи, определяются ресурсы для решения. Тот же консилиумный формат работы, что я видела в Карасуке. Финансы, БД, оценка и УУД дружно взяли под козырёк!
Из Сузуна выезжаем в начале шестого, высматривая по обочинам Елену Николаевну, бредущую домой из Черепаново. Но ей повезло с попуткой, и мы вздыхаем с облегчением: всё в порядке!
Наш длительный круиз остался позади, ещё предстоит осмыслить и свести воедино всё, что было сказано и предложено школами.
Всего в обсуждениях приняли участие 604 работника образования из 189 школ и 9 детских садов тридцати двух муниципальных образований.
Результаты войдут в план реализации Концепции инклюзивного образования Новосибирской области, наш проект которой вчера рассматривался на совещании у министра а утверждение как самой Концепции, так и плана её реализации планируется провести на Августовском совещании учителей.