Школьный консилиум: для чего он нужен?

На сегодняшний день школы Купинского района, как и все российские школы, переживают серьёзные преобразования. Репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику уходит в прошлое. Основной целью становится формирование и развитие способностей ученика ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться самостоятельно. Задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к адаптации в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Но, как оказалось, не все образовательные организации готовы к современным требованиям по оказанию образовательных услуг. В наиболее уязвимом положении оказываются сельские школы. Растёт число детей, которым для успешного обучения необходимо создание специальных образовательных условий, а специалистов сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога) в школах нет.

В 2019 году в категорию школ с УНОР попала одна из средних школ Купинского района. В школе из 45 учащихся, обучается 3 ребёнка с ОВЗ, прошедших ТПМПК на базе Купинского филиала, 7 детей с трудностями усвоения образовательной программы. Таким образом, педагогам школы необходимы не только знания особенностей развития школьников с ОВЗ, но и технологии их сопровождения в общеобразовательной школе, методов и приёмов преодоления школьной неуспешности. В таком случае на помощь педагогам «приходит» школьный консилиум, как наиболее распространённая и действенная форма работы команды педагогов образовательного учреждения, объединившихся для организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ.

В рамках реализации мероприятия 2.11. «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» 8 июня специалистами Купинского филиала была проведена супервизия консилиума школы «роста». Целью супервизии явилось оказание педагогам учреждения помощи в организации деятельности школьного консилиума, работающего не только в режиме обсуждений специалистами особенностей развития того или иного ребёнка с ОВЗ, а как постоянно действующего объединённого общими целями коллектива специалистов, реализующего стратегию и разрабатывающего тактику сопровождения каждого включённого ребёнка. Супервизия консилиума проводилась в дистанционной форме, в режиме видеоконференции. Специалистов филиала интересовало несколько вопросов: качество организации и проведения заседания школьного консилиума; развитие у педагогов сопровождения умения определить первопричины неуспешности ребёнка для дальнейшего выстраивания эффективной коррекционно-развивающей работы; изучение созданных специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в образовательной организации и уровня выполнение рекомендаций ТПМПК.

В ходе супервизии выявилась основная проблема – отсутствие в штате образовательной организации узких специалистов, поэтому сопровождение детей с ОВЗ осуществляется только педагогами. Несмотря на то, что 6 из 13 педагогов школы прошли курсы повышения квалификации по ФГОС НОО ОВЗ, качество сопровождения детей с ОВЗ осуществляется не в полном объеме. Также, не все педагоги консилиума определили первопричину неуспешности рассматриваемого ребёнка, объясняя это отсутствием педагога-психолога. Но коллектив школы заинтересован в успешной адаптации, социализации и развитии детей с ОВЗ и намерен сотрудничать с Базовой школой, специалистами Купинского филиала по вопросам сопровождения, тем самым повышая свою компетентность.

По итогам супервизии педагогам образовательного учреждения были даны рекомендации по улучшению качества сопровождения детей с ОВЗ. Администрации школы необходимо вести целенаправленную работу по привлечению в образовательную организацию специалистов сопровождения; повышать уровень квалификации педагогических работников через прохождение курсов, получение дополнительного образования.

По итогам супервизии консилиума, педагоги школы пришли к выводу, что одним из важнейших условий успешного обучения и развития детей с ОВЗ и преодолению трудностей усвоения образовательной программы является сильная и развитая система психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего его нахождения в образовательном учреждении, которая может быть эффективно осуществлена только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в консилиум.

Методист Купинского филиала Дроздова Т.В.
Учитель – логопед Купинского филиала Лысенко Л.В.

Добавить комментарий