Помощь «школам роста»– ориентир на перспективы развития

Каждая школа имеет свою историю, традиции, статус и результаты своей работы.

Сельские отдалённые малокомплектные школы отличаются своим особым миром. Дорога от ближайшего районного центра в такую школу при хорошей погоде на машине или автобусе занимает иногда больше часа. Здесь, в селе, все знакомы друг с другом, и каждый знает про односельчанина где, как и чем он живёт.

Сельская школа одноэтажная, с множеством окон, иногда с обветшалым крыльцом или тяжёлой деревянной дверью. Заглядывая в маленький, уютный класс, в котором сидят не больше 6, 8 учеников, а иногда 1 или 2, невольно подумаешь, что всё здесь легко и просто. Легко и просто учить, писать планы, программы, отчёты, найти контакт с коллегами и родителями. Но как обманчивы эти мысли.

В маленьких школах с численностью обучающихся менее 100 человек, есть свои проблемы. Как правило, в таких школах не хватает помещений (например, отсутствует кабинет директора или полноценный актовый зал). При наличии компьютеров в каждом классе, педагоги испытывают трудности в работе с электронными документами. Нет не только специалистов, профессионально осуществляющих комплексное сопровождение образовательного процесса, но и нет заместителей директора по учебной и воспитательной работе. Учителя ведут сдвоенные уроки. Много совместителей и тех педагогов, которые ведут несколько предметов разного профиля.

Преобладающее большинство обучающихся данных школ нуждаются в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Дети воспитываются в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, многие семьи неполные, многодетные, малообеспеченные. В селе нет стабильной работы, поэтому многие родители уезжают работать на вахту, где уж им тут думать об обучении детей…

Все эти факторы в совокупности способствуют тому, что школы по результатам обученности детей, попадают в список школ с низкими результатами обучения (школы «роста» и школы «группы риска»).

В 2020 году в этот список вошли две школы Куйбышевского района. В целях реализации мероприятия 2.11. «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путём реализации региональных проектов и распространение их результатов» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодёжи в Новосибирской области на 2015-2025 годы» (приказ Минобразования Новосибирской области от 26.03.2019 г. № 698) Куйбышевский филиал ГБУ НСО ОЦДК с января 2020 года реализует сопровождение этих образовательных организаций.

Конечно же, сотрудничество со школами «роста» в силу их территориальной отдалённости от г. Куйбышева и в ситуации пандемии коронавирусной инфекции установить довольно сложно. При организации обучающего семинара для педагогов этих школ было принято совместное решение провести его дистанционно. Для этого в школах необходимо было подготовить компьютерную технику, приобрести необходимое оборудование. А ведущим семинара – продумать возможность доступной подачи его практической части.

04 июня на базе Куйбышевского филиала ГБУ НСО ОЦДК с онлайн подключением образовательных организаций был проведён семинар «Школы роста: реальность и перспективы развития». В семинаре приняли участие и приглашённые гости, представители управления образования Куйбышевского района – заместитель начальника управления образования, Шуреева Н.Г., и ведущий специалист, курирующий школы с низкими результатами обучения, Цалман О.Н..

В приветственном слове Наталья Геннадьевна Шуреева и Ольга Николаевна Цалман рассказали о предыдущем периоде сопровождения данных школ, о проделанной работе, сделали акцент на сохранении взаимодействия и открытости педагогов в решении возникающих трудностей.

Заместитель директора МКОУ Зоновской ООШ, Хакиева Т.В., представила информацию об особенностях образовательного процесса, о материально-технических условиях школы, о факторах, влияющих на снижение качества образования обучающихся, а так же об уже проведённых мероприятиях, способствующих достижению позитивных изменений и о запланированных.

В практической части семинара специалистами Куйбышевского филиала ГБУ НСО ОЦДК через дистанционную демонстрацию презентации были освещены основные ценности и принципы инклюзивного образования, необходимые профессиональные качества педагога, организующего сопровождение детей с ОВЗ, предложена информация об интернет-ресурсах, предоставляющих качественные и доступные материалы по организации всесторонней коррекционно-развивающей помощи. Учитель-логопед, Ильюхина С.А., представила практические приёмы, методы и формы работы с детьми, которые могут использовать педагоги в учебной и досуговой деятельности. Участникам семинара было предложено выполнить некоторые практические задания, что способствовало повышению у них интереса к представляемому материалу, ценностью которого является его доступность и возможность его использования в работе с обучающимися начального и среднего звена.

По отзывам участников, данная форма работы их заинтересовала, представленная информация была полезная и актуальная. Поступили предложения о дальнейшем сотрудничестве в дистанционном формате с освещением более узких тем.

Конечно же, одно мероприятие не решит все вопросы, трудности обучения и воспитания особого ребёнка у педагогов и родителей будут всегда. А положительные результаты появятся не сразу, и только в том случае, когда педагог и родители будут осознавать своё предназначение, постоянно расширять свои знания, совершенствовать свои навыки и уметь тесно сотрудничать в этом нелёгком, но благодатном труде.

Е.А. Клинг, методист Куйбышевского филиала ГБУ НСО ОЦДК

Добавить комментарий