«Осваивая новую реальность»

Статья «Осваивая новую реальность» посвящена описанию первого опыта дистанционного взаимодействия специалистов Барабинского филиала с детьми и их родителями в рамках организации коррекционно-развивающих, компенсирующих и логопедических занятий (ДКРЗ).

Завершение второго цикла занятий с детьми в рамках организации коррекционно-развивающих, компенсирующих и логопедических занятий (ДКРЗ) на базе Барабинского филиала осуществлялось в дистанционном режиме.

Обеспечить дистанционное обучение можно далеко не всем детям, особенно сложно это сделать детям с ОВЗ или тем, кто имеет существенные трудности в обучении. Таким детям сложнее запоминать, выделять главное в учебном материале, у них замедленный темп работы. Многим необходим тесный контакт с педагогом, обучение «рука в руке». В ситуации, когда все школьники переведены на дистанционное обучение, загруженные учителя не успевают разрабатывать индивидуальные программы, с трудом могут уделять пристальное внимание особенному ученику. Многие родители детей школьного возраста, понимая это, с готовностью откликнулись на предложение специалистов филиала проводить занятия в онлайн-режиме. В этом они увидели возможность продолжить работу педагогов с ребёнком индивидуально, учитывая его особенности и возможности.

Обучающиеся в рамках ДКРЗ до перевода на дистанционное обучение уже посетили восемь занятий, для завершения цикла оставалось провести последних четыре. Со всеми родителями было предварительно организовано собеседование по телефону, где им подробно объяснили возможности филиала для продолжения занятий с детьми в дистанционной форме. Предлагались разные виды взаимодействия: рассылка заданий с подробными инструкциями для самостоятельного выполнения по электронной почте и WhatsApp, проведение онлайн-занятий по WhatsApp с детьми при поддержке родителей, рассылка видеороликов с демонстрацией правильного выполнения отдельных упражнений.

Для организации дистанционного обучения специалистами филиала были разработаны комплексные занятия для снижения нагрузки на каждого ребёнка, таким образом, ребёнок за один раз получал возможность позаниматься с одним педагогом, в занятие которого включались упражнения других специалистов (комплексное занятие). При разработке такого занятия за основу бралось ведущее нарушение ребёнка, с учётом этого подбирались упражнения, определялось содержание используемых заданий.

Заранее педагог по телефону договаривался с родителем о том, что необходимо подготовить к началу занятия, высылал на почту или WhatsApp тексты для предварительного прочтения, если по ним предполагалась беседа. Занятия проводились в присутствии родителя, он при необходимости оказывал ребёнку посильную помощь в организации деятельности, в подготовке рабочего места и принадлежностей.

Педагог, формируя информационную среду учебной деятельности ребёнка, определял содержание проводимого занятия, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д. Для каждого обучающегося можно было подобрать материал, соответствующий его зоне ближайшего развития, корректировать объем и трудность.

На занятиях, проводимых онлайн, каждый участник находился в комфортных для него условиях. И хотя некоторым детям не хватало группового общения, было сложнее настроиться на рабочий лад, им нужен был образец для подражания, всё же домашняя обстановка способствовала более спокойной и уверенной работе ребёнка. Когда он понимал, что внимание педагога полностью обращено только ему, а рядом находится мама, которая всегда может помочь в затруднительной ситуации, ребёнок с большим удовольствием вникал в суть заданий, проявлял заинтересованность и желание выполнить любое упражнение.

Каждый специалист имел возможность дополнительно отработать с детьми конкретные трудности индивидуально, помимо подготовленного комплексного занятия. Между педагогом и ребёнком установились более доверительные отношения, это позволило привлечь детей к участию в различных дистанционных Всероссийских конкурсах. Семь детей участвовало в конкурсе детского творчества «Есть в марте день чудесный», два из которых заняли первое место, два – второе, остальные — третье. В конкурсе рисунков и поделок «Бескрайний космос» участвовали 2 ребёнка и заняли первое и третье места, в конкурсе декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «День Победы глазами детей» участвовало двое детей. Занятие творчеством под руководством педагога заменило детям второго цикла выпускной, который прежде проводился как весёлый и шумный праздник.

После проведения четырёх оставшихся занятий дистанционно в рамках комплексной программы, специалисты подготовили индивидуальные рекомендации и отработали их с родителями по телефону после рассылки на электронную почту для предварительного ознакомления.

Таким образом, услугу по ДКРЗ получили все дети второго цикла в полном объеме и родители детей в виде индивидуальных консультаций и рекомендаций. А специалисты филиала приобрели первый опыт дистанционного взаимодействия с детьми и родителями в рамках коррекционно-развивающих, компенсирующих и логопедических занятий, что позволило оценить свои возможности, определить проблемные зоны и наметить перспективы для усовершенствования новых форм работы.

Методист Барабинского филиала Кузнецова А.А.

Добавить комментарий