10 марта 2017 года на базе детского сада «Теремок» состоялся семинар – практикум (в рамках ФЦПРО 2.1), проведённый специалистами Купинского филиала для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных организаций Купинского района на тему «Гиперактивные дети: диагноз или особенности развития»

Гиперактивный малыш: лечить нельзя воспитывать….

Я не случайно не поставила запятую в заголовке своей статьи, потому что поиску наиболее эффективных методов и приёмов помощи детям с СДВГ и был посвящён наш семинар, на котором присутствовала детский врач ЦРБ. Это уже не первая наша совместная работа, Купинский филиал активно сотрудничает с детским неврологом, психиатром и педиатрами.

Так что же такое гиперактивность: болезнь или особенности развития? Как определить гиперактивность? Что делать, если в семье гиперактивный малыш? На эти и многие другие вопросы ответили специалисты филиала и детский педиатр Купинской ЦРБ Иваненко Людмила Владимировна.

Выступление врача педиатра Иваненко Л.В.

Выступление врача педиатра Иваненко Л.В.

Людмила Владимировна отметила, что первые признаки гиперактивности начинают проявляться с двух-трёх лет, а диагноз СДВГ врачи ставят только с шести лет, после наблюдения за ребёнком и его тщательного обследования. Маленькими они кажутся забавными и милыми, проказники-непоседы и шалунишки. Но проходит некоторое время, родители и воспитатели начинают замечать у малыша непослушание, импульсивность, агрессию, вспышки гнева. Так постепенно шалун и проказник превращается в проблемного ребёнка. Его шалости уже не вызывают улыбки, поведение мешает окружающим, раздражает родителей, а порой и педагогов.

Погружение в тему семинара

Погружение в тему семинара

Людмила Владимировна рассказала о том, что Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) СДВГ признано заболеванием. Тем не менее, многие врачи и психологи считают, что главное в лечении гиперактивности — это психотерапия, психолого-педагогическая коррекция, неукоснительное соблюдение жизненного распорядка, прогулки на свежем воздухе, диетическое питание, и лишь в исключительных случаях, лечение медицинскими препаратами. В настоящее время всего двоим детям в Купино поставлен врачебный диагноз СДВГ, но детей с проявлениями гиперактивности очень много. Детские врачи, подчеркнула Людмила Владимировна, очень заинтересованы в сотрудничестве с педагогами ДОО и специалистами филиала в психолого-педагогической коррекции проявлений СДВГ в дошкольном возрасте и в обучении родителей приёмам взаимодействия с гиперактивным ребёнком.

Игра. Три движения.

Игра. Три движения.

Тему продолжила педагог-психолог филиала Сорока Т.А. Она познакомила участников семинара с психологической характеристикой дошкольников, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы ДОО, социализации. Были рассмотрены признаки гиперактивности, импульсивности и невнимательности. Татьяна Александровна порекомендовала игры, способствующие развитию внимания, выстраиванию дружеских взаимоотношений с окружающими, адаптации в социуме, а также провела с участниками семинара несколько игр («Броуновское движение», «Летает, не летает», «Три движения»). Она подчеркнула, что при подборе игр необходимо учитывать такие особенности этих детей, как: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быструю утомляемость.

Учитесь сотрудничать с гиперактивным ребенком

Учитесь сотрудничать с гиперактивным ребенком

О методах и приёмах взаимодействия с гиперактивными детьми рассказала в своём выступлении учитель-дефектолог Курбатовская Г.К., она отметила, что гиперактивные дети часто отвлекаются, плохо поддаются общей организации, поэтому к ним необходим индивидуальный подход. Подробно остановилась на правилах поведения с гиперактивным ребёнком и привела примеры эффективных приёмов взаимодействия с маленькими непоседами, приемлемыми и для педагогов, и для родителей. Галина Казимировна отметила, что успешная социализация таких детей во многом зависит от слаженных действий педагогов — психологов, медицинских специалистов и родителей ребенка. В ходе выступления участники семинара активно принимали участие в обсуждении особенностей организации образования детей с СДВГ.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок стал послушным и покладистым, ещё не удавалось никому, а научиться жить с ним в мире и сотрудничать – вполне посильная задача.

Советы логопеда

Советы логопеда

Учитель – логопед ГБУ НСО ОЦДК Купинского филиала, Лысенко Л.В., обратила внимание логопедов и воспитателей на то, что дети с речевыми проблемами, осложнёнными гиперактивностью, требуют к себе особого внимания, более тщательного подбора методов коррекционной работы. Любовь Владимировна продемонстрировала варианты заданий и игр на этапах работы со звуком, словом и предложением, которые можно сочетать с движениями; рассказала о технологиях коррекции СДВГ на логопедических занятиях.

Творческая группа

Творческая группа

Все участники семинара приняли активное участие в практической части: спорили, обсуждали, полученную информацию, делились собственным опытом, задавали вопросы медицинским работникам и специалистам филиала, на которые получили исчерпывающие ответы. Затем три творческих группы работали над составлением типологической таблицы. Выделили типы СДВГ, признаки каждого типа, трудности, с которыми сталкиваются родители и педагоги, воспитывающие таких деток. В результате были разработаны специальные образовательные условия, необходимые для успешного воспитания и развития гиперактивных дошкольников.

Участники семинара пришли к выводу, что гиперактивный ребёнок — это не приговор. При достаточном терпении, участии, использовании специальных методов и педагогических технологий в воспитании и образовании, такие дети могут успешно адаптироваться в обществе, получить образование и преуспеть в жизни. А насколько хорошо у них получится реализовать себя в будущем, зависит от нас, взрослых, находящихся рядом в тот период, когда наши гиперактивные детки только стартуют во взрослую жизнь. А запятую в заголовке статьи поставит каждый для себя сам!

Сорока Татьяна Александровна

педагог-психолог Купинского филиала ГБУ НСО ОЦДК

Добавить комментарий