26 января на базе Тогучинского центрального дома творчества состоялся семинар для педагогов, а также для педагогов-психологов ОО Тогучинского района.

 Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

 На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте?.

Ответ на этот вопрос можно найти в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения — это уродливое воспитание».

Целью семинара стало повышение профессиональной компетентности педагогов ОО Тогучинского района, специалистов школьных служб ППМС сопровождения по вопросам взаимодействия с родителями детей с ОВЗ, инициирование педагогов к содействию с родителями по использованию СОУ в образовательном процессе и в условиях семьи. В результате педагоги должны были обновить и систематизировать знания и представления по вопросам организации и взаимодействия с родителями детей с ОВЗ.

Л.Н. Шарикалова, руководитель филиала

Л.Н. Шарикалова, руководитель филиала

Организаторами и ведущими семинара явились специалисты ГБУ НСО ОЦДК Тогучинского филиала. Шарикалова Лариса Николаевна, руководитель Филиала начала семинар с вступительного слова, приветствия участников. Ознакомила всех присутствующих с намеченной программой и обозначила актуальность выбранной темы.  Далее был сделан плавный переход к выступлению на тему: «Психологические особенности родителей и детей с ОВЗ. Формы и методы взаимодействия учителей и специалистов в процессе работы с ними». Педагогам были представлены разнообразные формы и методы работы с родителями, сделан акцент на то, что необходимо встречаться не только в случаях экстренной необходимости, когда встречи вынужденные —  по проблемам, огорчениям и т.п., но и по приятным моментам в жизни детей и школы. Педагогам, возможно, нужно подумать о том, чтобы составить график на год по работе с родителями, который бы включал различные лектории, педагогические вечера и т.п.

Следующий вопрос представила методист Филиала Власова М.А. «Соблюдение этических принципов педагогами при работе с родителями». Целью выступления было не научить педагогов тому, что они и без того знают, а просто освежить в памяти и заострить еще раз внимание на основных аспектах педагогической этики при работе с родителями.

Практическое подкрепление - проигрывание педагогических ситуаций

Практическое подкрепление — проигрывание педагогических ситуаций

Как правило, после теоретического материала, необходимо практическое подкрепление. Лилия Владимировна Портных, педагог-психолог Филиала предложила оригинальную методику «Яблоко и червячок» для определения каждым своего положения, отношения в системе «педагог-родитель». Далее работа велась в мини-группах, распределение в которые тоже произошло интересным, нестандартным способом. Для начала каждая группа определила, какие факторы препятствуют выстраиванию гармоничных взаимоотношений при работе педагога и родителя. Вся работа была выстроена в таком порядке неслучайно, информация понадобилась при дальнейшей работе практической направленности. Каждой из 5 групп были предложены сложные педагогические ситуации, которые им нужно было обсудить в своей группе и представить для всех, проиграв каждую из них. Такая форма оказалась довольно интересной и, главным образом, достаточно продуктивной. Участники имели возможность почувствовать себя на месте родителя, что помогло понять их чувства и в  дальнейшем выстраивать свою работу с родителями другим образом.

Работа в группах

Работа в группах

Заключительный этап семинара закончился рефлексией, обменом мнениями всех участников. Каждый имел возможность высказаться вслух или отразить свое мнение и отношение в анкетах, которые были им предоставлены. По ответам педагогов можно говорить о важности и пользе мероприятия подобного рода, достаточно интересно подобранной форме работы. Все участники заняли активную позицию, никто не остался в «тени». Это верный показатель того, что взаимодействие продолжится в верном направлении.

«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега»

(Лев Кассиль)

 

Методист

Тогучинского филиала ГБУ НСО ОЦДК  

 М.А. Власова

Добавить комментарий